Warning: include_once(/var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single/genetic_theme.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single.php on line 5

Warning: include_once(): Failed opening '/var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single/genetic_theme.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single.php on line 5

Warning: include_once(/var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single/stenogramma_theme.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single.php on line 6

Warning: include_once(): Failed opening '/var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single/stenogramma_theme.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u1909533/data/www/nikitskyclub.ru/wp-content/themes/shuka_theme/single.php on line 6
События
«История» в школе

«Опять многострадальные школьные учебники истории…», – прошло в печати после Послания Президента России к Федеральному собранию в апреле с. г.
В 1990-е годы в результате реформы и новой образовательной политики было написано и допущено к использованию в школе большое количество разных учебников истории. Принцип их разнообразия в целом отражает известный афоризм: «История – это политика, опрокинутая в прошлое» (М.Н. Покровский). Оценки исторических событий, акценты в учебниках соответствовали тем или иным политическим симпатиям/антипатиям их составителей.
С течением времени круг разрешённых учебников сокращался, менялось их содержание. В 2013 году по инициативе Президента РФ началась работа над созданием нового единого учебника истории России. Институту Российской истории РАН было поручено разработать «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Концепция предусматривает историко-культурный стандарт школьного предмета по истории и методологические подходы к изучению отдельных этапов истории России. Следующим шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 года.
Учебник — один из ключевых инструментов управления историческим школьным образованием. «Можно сделать массу оговорок по поводу знаменитого высказывания Ренана, что “нация –– это ежедневный плебисцит”, но, в общем-то, это правда. Нация существует, пока она хочет существовать. Пока она единым образом реагирует на ключевые раздражители, на ключевые опасности, ключевые возможности. И если она примерно одинаково понимает –– неважно, насколько объективно правильно — своё прошлое, у неё больше шансов сохраниться… Поэтому на свете мало вопросов более важных, по крайней мере в последние два-три века, чем вопрос, как нация преподаёт свою историю в своей общей школе. Это безмерно важно. И этому уделяется удивительно мало внимания» (А. Привалов).
В настоящее время в Федеральный перечень учебников для общеобразовательных школ входит 5 линеек учебников истории России.

Вступительные доклады:

 

 

Юрий Александрович Петров – директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук. Научный редактор линий учебников по истории России для 6–9 и 11 классов, выпущенных издательством «Русское слово».

         «История» в школе

Семён Аркадьевич Экштут – руководитель Центра истории искусств и культуры Института все-общей истории РАН, доктор философских наук; редактор отдела «Российской газеты» по отделу журнала «Родина».

        Как товарищ Сталин уроки истории в школу вернул
По опубликованным материалам Архива Президента Российской Федерации 


Участники обсуждения:

Воскресенский Алексей Дмитриевич, директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО (У) МИД России, профессор, доктор политических наук, Ph.D. (Манчестерский университет)

Головачёва Ирина Владимировна, профессор кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литератур факультета свободных искусств СПбГУ, доктор филологии

Дискин Иосиф Евгеньевич, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ, ведущий эксперт Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, доктор экономических наук

Клепач Андрей Николаевич. заместитель председателя — главный экономист Внешэкономбанка РФ

Курочкин Дмитрий Николаевич, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Мазурик Виктор Петрович, доцент кафедры японской филологии ИСАА (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Перов Максим Вениаминович, научный руководитель ИТП «Урбаника», профессор МААМ (Международная академия архитектуры)

Петров Юрий Александрович, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук

Привалов Александр Николаевич, вице-президент, председатель Совета Никитского клуба; научный руководитель журнала «Эксперт»

Тамбовцев Виталий Леонидович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Устюжанина Елена Владимировна, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор

Черниговская Татьяна Владимировна, директор Института когнитивных исследований, СПбГУ, доктор филологических и доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Экштут Семён Аркадьевич, руководитель Центра истории искусств и культуры Института всеобщей истории РАН, доктор философских наук; редактор отдела «Российской газеты» по отделу журнала «Родина».

Заседание ведёт А.Н. Привалов