События
Памяти Сергея Петровича Капицы

14 августа. Памяти Сергея Петровича Капицы, основателя и президента Никитского клуба.

«Сейчас у нас… почему-то не принято говорить о духовной традиции,  связанной с научно-технической общественностью нашей страны. Это сообщество было очень хорошо организовано, структурирова­но и результативно в своей деятельности. Оно, кстати, было очень тесно связано с государственной структурой. Преобладающее чис­ло членов советского правительства вышли из технической интеллигенции. Техническая интеллигенция также отзыва­лась на общественные проблемы, и недаром многие из этой среды, в том числе я сам, переместились впоследствии в поле гуманитарных проблем, обращаясь к опыту технократического воспитания. Наследие и традиции этого сословия мне кажутся очень важны­ми».

 

СП (чел кап -3)

На конференции «Человеческий капитал России»
Тверь, 2005 г.

«… мы переживаем удивительную, интересную и стремитель­ную эпоху, и пожалуй, самый критический этап в развитии челове­чества. Практически можно делать всё что угодно — полная свобода действий! В перерыве мы обсуждали, является ли мафия и органи­зованная преступность негосударственными организациями, являются ли они элементами гражданского общества, к которому мы все сей­час стремимся. Если говорить формально, антиобщественные груп­пировки такого типа являются элементами гражданского общества. Парадокс, но это так! Адепты идеи гражданского общества назовут мои суждения демагогическими, но таков результат их же усилий».

 

 «Человеческий капитал России».  Конференция с участием Никитского клуба. Тверь, 30 марта 2005 г.

С.П. Капица аключительное слово) 

Вопрос об ответственности власти — это вообще один из цент­ральных вопросов в нашей жизни. По существу, именно в этом исто­ки морального кризиса, постигшего наше общество. Здесь мне хоте­лось бы сказать о духовных ценностях как основе преодоления мо­рального кризиса.

Сейчас у нас как-то все рассуждения о духовности обращены в сто­рону филологии, истории, традиций, глубоко уходящих в века. Но почему-то не принято говорить о духовной традиции, я бы сказал, связанной с научно-технической общественностью нашей страны. Это сообщество было очень хорошо организовано, структурирова­но и результативно в своей деятельности. Оно, кстати, было очень тесно связано с государственной структурой. Преобладающее чис­ло членов советского правительства вышли, если хотите, из технической интеллигенции. Техническая интеллигенция также отзыва­лась на общественные проблемы, и недаром многие из этой среды, в том числе я сам, переместились впоследствии в поле гуманитарных проблем, обращаясь к опыту технократического воспитания.

Наследие и традиции этого сословия мне кажутся очень важны­ми. Я думаю, что в них хранится больше духовных ценностей, чем в опыте многих других на то претендующих, включая духовенс­тво, потому что это была современная, результативная, ответствен­ная по своему гражданскому поведению часть общества. Её предста­вителей обвиняют в коллаборационизме, сотрудничестве с совет­ской властью, но в данном случае это абсолютно второстепенный вопрос. Это сословие было общественно результативным — об этом мне хотелось бы напомнить всем, кто интересуется поиском духов­ных корней. Напомнить, что есть еще и такая составляющая, не от­рицая другие.

Уместно также сказать о важности человеческого опыта. Практически все крупные деятели нашего недавнего прошлого, осо­бенно последней его половины, выросли из малого. Они прошли тру­довой путь шаг за шагом по всем ступеням трудовой карьеры — это хорошо известно. Так было и в науке, и в других областях деятель­ности. Сейчас наша беда, в частности беда современного большого бизнеса и тем более наших олигархов, состоит в том, что на них сва­лилось колоссальное богатство, с которым они не знают, что делать. Чтобы покупать яхты, большого ума не требуется.

Мне приходилось встречаться в жизни с некоторыми крупными предпринимателями мирового масштаба. Как правило, все они начинали с малого биз­неса, очень много времени отдавали работе и стремились быть по­лезными своей стране. Создатель фирмы Sanyo начал свою деятель­ность в мелком бизнесе после разгрома Японии во Второй миро­вой войне. Надо было электрифицировать дома, и он изобрел вил­ку, ввинчивающуюся в электрическую лампу, куда можно было од­новременно вставлять штепсель. Не бог весть какое изобретение, но это послужило началом империи Sanyo. Этот человек думал, как и что сделать полезного для страны в конкретных условиях.

И многие руководители нашего крупного бизнеса в прошлом — А.Н. Туполев, Е.П. Славский, возглавлявший гигантский комплекс ядерной про­мышленности, прошли по такому пути, и потому их работа была результативной. Наверное, все-таки лучшим воспитателем для адми­нистративных и управленческих кадров является сама жизнь.

Наше обсуждение подошло к концу, и я хочу подвести неко­торые итоги. На мой взгляд, у нас есть общее понимание вопро­сов, касающихся дистанционного образования, образования во­обще и места, которое оно занимает в обществе, все чаще называ­емом теперь обществом знаний. Потому что силовая составляю­щая общества — энергетика, транспорт — принципиально реше­на. Железные, автомобильные дороги практически не измени­лись за последние 100 лет. Даже авиация практически не измени­лась за 50 лет. Изменилась коммуникационная техника, появился интернет — это, наверное, самое крупное событие в последние деся­тилетия. Новая информационная система, охватывающая весь мир, и является, пожалуй, самым сильным выражением глобализации. Потому она вызывает такие эмоции, такой интерес и открывает пе­ред человеком мир широко, как никогда раньше.

Но обилие информации, по словам великого советского психоло­га А.Н. Леонтьева, ведет к оскудению души. И сегодня были выраже­ны опасения, связанные именно с состоянием души человека, души гражданина, души ответственного члена общества. Одной инфор­мации мало, — нужно понимать, зачем и кому она нужна. Свобода информации как самоцель ничего не решает. Обилие информации часто сбивает людей с толку, возникает ограниченное восприятие происходящего без должного глубокого его понимания. В этом по­нимании, по существу, и состоит задача образования.

Сейчас мы переживаем удивительную, интересную и стремитель­ную эпоху, и пожалуй, самый критический этап в развитии челове­чества. Практически, можно делать всё что угодно — полная свобода действий! В перерыве мы обсуждали, является ли мафия и органи­зованная преступность негосударственными организациями, являются ли они элементами гражданского общества, к которому мы все сей­час стремимся. Если говорить формально, антиобщественные груп­пировки такого типа являются элементами гражданского общества. Парадокс, но это так! Адепты идеи гражданского общества назовут мои суждения демагогическими, но таков результат их же усилий.

Организующая роль государства, к сожалению, по целому ряду при­чин снижается, возникают самые патологические формы самоорганизации. Мир переживает большие перемены, но только в рамках кинетики изменений мы можем понять, что же именно сейчас про­исходит, в том числе и в нашей стране.

Это небольшая иллюстрация к проблемам, о которых мы сегодня говорили.

Я благодарю всех за внимание, за участие в обсуждении, за воз­можность приехать сюда, в Тверь. Несмотря на то, что вы находитесь недалеко от Москвы, взгляд на происходящее в стране отсюда гораз­до полнее. Думаю, что выражу чувства всех членов Никитского клу­ба, сказав вам на прощанье: «До новых встреч!»