14 августа. Памяти Сергея Петровича Капицы, основателя и президента Никитского клуба.
«Сейчас у нас… почему-то не принято говорить о духовной традиции, связанной с научно-технической общественностью нашей страны. Это сообщество было очень хорошо организовано, структурировано и результативно в своей деятельности. Оно, кстати, было очень тесно связано с государственной структурой. Преобладающее число членов советского правительства вышли из технической интеллигенции. Техническая интеллигенция также отзывалась на общественные проблемы, и недаром многие из этой среды, в том числе я сам, переместились впоследствии в поле гуманитарных проблем, обращаясь к опыту технократического воспитания. Наследие и традиции этого сословия мне кажутся очень важными».
На конференции «Человеческий капитал России»
Тверь, 2005 г.
«… мы переживаем удивительную, интересную и стремительную эпоху, и пожалуй, самый критический этап в развитии человечества. Практически можно делать всё что угодно — полная свобода действий! В перерыве мы обсуждали, является ли мафия и организованная преступность негосударственными организациями, являются ли они элементами гражданского общества, к которому мы все сейчас стремимся. Если говорить формально, антиобщественные группировки такого типа являются элементами гражданского общества. Парадокс, но это так! Адепты идеи гражданского общества назовут мои суждения демагогическими, но таков результат их же усилий».
«Человеческий капитал России». Конференция с участием Никитского клуба. Тверь, 30 марта 2005 г.
С.П. Капица (заключительное слово)
Вопрос об ответственности власти — это вообще один из центральных вопросов в нашей жизни. По существу, именно в этом истоки морального кризиса, постигшего наше общество. Здесь мне хотелось бы сказать о духовных ценностях как основе преодоления морального кризиса.
Сейчас у нас как-то все рассуждения о духовности обращены в сторону филологии, истории, традиций, глубоко уходящих в века. Но почему-то не принято говорить о духовной традиции, я бы сказал, связанной с научно-технической общественностью нашей страны. Это сообщество было очень хорошо организовано, структурировано и результативно в своей деятельности. Оно, кстати, было очень тесно связано с государственной структурой. Преобладающее число членов советского правительства вышли, если хотите, из технической интеллигенции. Техническая интеллигенция также отзывалась на общественные проблемы, и недаром многие из этой среды, в том числе я сам, переместились впоследствии в поле гуманитарных проблем, обращаясь к опыту технократического воспитания.
Наследие и традиции этого сословия мне кажутся очень важными. Я думаю, что в них хранится больше духовных ценностей, чем в опыте многих других на то претендующих, включая духовенство, потому что это была современная, результативная, ответственная по своему гражданскому поведению часть общества. Её представителей обвиняют в коллаборационизме, сотрудничестве с советской властью, но в данном случае это абсолютно второстепенный вопрос. Это сословие было общественно результативным — об этом мне хотелось бы напомнить всем, кто интересуется поиском духовных корней. Напомнить, что есть еще и такая составляющая, не отрицая другие.
Уместно также сказать о важности человеческого опыта. Практически все крупные деятели нашего недавнего прошлого, особенно последней его половины, выросли из малого. Они прошли трудовой путь шаг за шагом по всем ступеням трудовой карьеры — это хорошо известно. Так было и в науке, и в других областях деятельности. Сейчас наша беда, в частности беда современного большого бизнеса и тем более наших олигархов, состоит в том, что на них свалилось колоссальное богатство, с которым они не знают, что делать. Чтобы покупать яхты, большого ума не требуется.
Мне приходилось встречаться в жизни с некоторыми крупными предпринимателями мирового масштаба. Как правило, все они начинали с малого бизнеса, очень много времени отдавали работе и стремились быть полезными своей стране. Создатель фирмы Sanyo начал свою деятельность в мелком бизнесе после разгрома Японии во Второй мировой войне. Надо было электрифицировать дома, и он изобрел вилку, ввинчивающуюся в электрическую лампу, куда можно было одновременно вставлять штепсель. Не бог весть какое изобретение, но это послужило началом империи Sanyo. Этот человек думал, как и что сделать полезного для страны в конкретных условиях.
И многие руководители нашего крупного бизнеса в прошлом — А.Н. Туполев, Е.П. Славский, возглавлявший гигантский комплекс ядерной промышленности, прошли по такому пути, и потому их работа была результативной. Наверное, все-таки лучшим воспитателем для административных и управленческих кадров является сама жизнь.
Наше обсуждение подошло к концу, и я хочу подвести некоторые итоги. На мой взгляд, у нас есть общее понимание вопросов, касающихся дистанционного образования, образования вообще и места, которое оно занимает в обществе, все чаще называемом теперь обществом знаний. Потому что силовая составляющая общества — энергетика, транспорт — принципиально решена. Железные, автомобильные дороги практически не изменились за последние 100 лет. Даже авиация практически не изменилась за 50 лет. Изменилась коммуникационная техника, появился интернет — это, наверное, самое крупное событие в последние десятилетия. Новая информационная система, охватывающая весь мир, и является, пожалуй, самым сильным выражением глобализации. Потому она вызывает такие эмоции, такой интерес и открывает перед человеком мир широко, как никогда раньше.
Но обилие информации, по словам великого советского психолога А.Н. Леонтьева, ведет к оскудению души. И сегодня были выражены опасения, связанные именно с состоянием души человека, души гражданина, души ответственного члена общества. Одной информации мало, — нужно понимать, зачем и кому она нужна. Свобода информации как самоцель ничего не решает. Обилие информации часто сбивает людей с толку, возникает ограниченное восприятие происходящего без должного глубокого его понимания. В этом понимании, по существу, и состоит задача образования.
Сейчас мы переживаем удивительную, интересную и стремительную эпоху, и пожалуй, самый критический этап в развитии человечества. Практически, можно делать всё что угодно — полная свобода действий! В перерыве мы обсуждали, является ли мафия и организованная преступность негосударственными организациями, являются ли они элементами гражданского общества, к которому мы все сейчас стремимся. Если говорить формально, антиобщественные группировки такого типа являются элементами гражданского общества. Парадокс, но это так! Адепты идеи гражданского общества назовут мои суждения демагогическими, но таков результат их же усилий.
Организующая роль государства, к сожалению, по целому ряду причин снижается, возникают самые патологические формы самоорганизации. Мир переживает большие перемены, но только в рамках кинетики изменений мы можем понять, что же именно сейчас происходит, в том числе и в нашей стране.
Это небольшая иллюстрация к проблемам, о которых мы сегодня говорили.
Я благодарю всех за внимание, за участие в обсуждении, за возможность приехать сюда, в Тверь. Несмотря на то, что вы находитесь недалеко от Москвы, взгляд на происходящее в стране отсюда гораздо полнее. Думаю, что выражу чувства всех членов Никитского клуба, сказав вам на прощанье: «До новых встреч!»